В горы на мотоциклах.
Город - асфальтом горячим
Равнина - полями с полынью
Хотелось серьёзнее - значит,
Туда где дожди пообильней
Простая грунтовка не в радость
Добавим камней, осторожно!
Повыше, повыше - пусть горы покажут
Кто же из нас - ВНЕДОРОЖНИК!!!!!!!!
Не бывает вечной тоски, плохой
погоды, недостижимых целей и "вредных" привычек. Есть мир, который нас
окружает, и каким вы захотите его видеть, таким он и станет. Тоска - отдых
перед хорошим настроением, погода - наладится, цель достигнете -
было бы желание (поверьте), а привычки "вредные" - стоит задуматься - для
кого? Совсем не хочу философствовать и не умею, а посему просто приветствую
тех людей, которые видят мир за 4-мя стенами своих квартир и офисов, принимают
решения со стороны безумные, неправильные а главное- нестандартные.
Идея написать эту статью родилась ещё весной.
Я сам читал аналогичные статьи на различных туристских и байкерских сайтах,
начал общаться с людьми, которые и помогли осуществить мне мою очередную
мечту. Буду искренне счастлив если всё, что здесь описано, будет кому-то
полезно. Готов общаться со всеми, кому близок и интересен этот мир...
Наверное вначале, чтобы было
понятно, немного о себе. Владимир, друзья называют Вацик, просто Вацик.
Закончил Ростовский университет, по специальности ну конечно же физика.
Еще на втором курсе впервые попал в горы, благо у нашего университета есть
в горах Адыгеи база, где проходят практику будущие геологи и биологи -
красивейшее место посёлок Никель. Видимо тогда, ещё в студенческие годы
и "сорвало мне крышу"... В 20 лет друзья показали мне Архыз и Домбай. Дальше
- как у "всех" - куча походов, интересные люди - а главное, мне удалось
за какие-то 10 лет потрогать руками то, что для многих (по их словам )
является недостижимой мечтой. Я никогда не ставил перед собой цель спортивных
достижений, проще сказать открывал что-то пробовал и бежал за новым. Может,
поэтому мне и удалось 2 раза побывать на восточной вершине Эльбруса, облазить
Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию, а Адыгея с её красивейшим плато
Лаго-Наки, пещерами и реками для меня сейчас как мать родная. Друзья приобщили
к велику, сначала шоссейному, а потом и горному. 3 года назад встал на
горные лыжи (Чегет, Эльбрус), в прошлом году - парашют (прыгнул 5 раз,
далее понял, что нужно этим заниматься серьёзно, а времени не хватает)...
Главное, что во всех моих начинаниях всегда рядом моя любимая супруга Ольга
и я уверяю вас, что всё это под силу девушке, опять же - было бы желание.
Мы с ней всегда и везде вместе, и поэтому то, что будет описано ниже, не
удивило всех, кто знает нашу семью.
Итак, перейду к главной теме.
Северный Кавказ. Граница
республики Адыгея и краснодарского края. Плато Лаго-Наки.
Именно туда устремили мы свои взоры. Многие годы
пешком ходили мы по этим красивейшим местам, постоянно удивлявшим нас восходами
и закатами, высокогорными альпиками, карстовыми пещерами, ни с чем не сравнимыми
водопадами, чистейшим горным воздухом, ледниками в двух шагах от леса,
добрыми людьми, отличным смородиновым вином и горным мёдом. посёлок Мезмай
с красивейшим Гуамским ущельем стали для нас вторым домом, в котором нет
суеты и машин, и лишь только природа...!!!!!!!
Попробуем любимая, горы принимали сапоги наших
ног и были к нам благосклонны, может и 4 колеса наших мотоциклов не разбудят
гнев в их душе... Прорвёмся хоть куда, покажут погода, наши силы и техника.
|
Переделываю прицеп,
долгие годы стоявший у нас в огороде без дела, под крепления двух мотоциклов,
пробуем - всё надёжно, стоят как вкопанные. На работах берём неделю отпуска
и в субботу 2 июля, приладив прицеп к "девятке", стартуем из Ростова. Особых
планов не строим: начало похода определит погода, тем более - местные звонили
и сказали, что в высокогорье неделю назад выпал снег.
Наш любимый посёлок
Мезмай, который планируем сделать базовым лагерем, находится уже в горах.
Своеобразная чаша, в которую стекают две реки, Курджипс и Мезмайка. Совершенно
отделённый от цивилизации грунтовой дорогой через перевал. Если пройдет
серьёзный дождь, возможно заехать только "УАЗиком" или джипом (ох как жалко
джип), а зимой по снегу проходит только трактор. |
|
Заезжать на "девятке"
туда при наличии двух мотоциклов вообще не интересно. Оставляем машину
в 16 километрах, в п.Нижегородский у знакомых, выгружаем мотоциклы
и пытаемся уместить в двух маленьких рюкзаках и сумочках, пристёгнутых
сзади, вещи, инструменты и еду на 8 дней. Отбор жестокий, комплект тёплых
вещей на случай снега в высокогорье - весь на себя, одноместную палатку,
1 теплый спальник и маленький коврик всё в сумочки на багажник. Палатка
маленькая, лёгкая, вдвоём в ней тесновато, но выбирать не приходится, газ
- на случай снега им можно обогреть маленький объём, котелок, кружка, комплект
радиостанций маленькая ракетница - ничего лишнего, каждый грамм идёт в
счёт. |
|
Стартуем, предварительно
заправив баки, через 20 минут мы на перевале. Сзади города, впереди Мезмай,
за ним горы. Добродушный приём местных жителей, отличное вино, купание
в горной речке, а после нам вообще подарок - под вечер пчеловод приглашает
заночевать на пасеке в лесу. Как раз цветёт каштан и жёлтые труженицы
каждый день наполняют соты замечательным каштановым мёдом. Костёр, вино,
чай с мёдом и глубокий сон в палатке под жужжание пчёл. |
Следующий день начинается
около 7 часов, в лесу долго спать не получается - просыпается природа,
а с ней и ты. Начинаем строить планы. Там, где мы - чистое солнечное небо,
а вот горы впереди затянуты лёгкой дымкой. Решаем сегодня сделать акклиматизационный
день и испытать технику в районе посёлка. Завтрак, оставляем вещи и выезжаем
назад, на перевал. Едем по горному хребту в сторону поляны (местные называют
её Пятигорская). Знаменита она наличием большого количества трав, рай для
травников, и как раз сейчас там всё цветёт.
Маршрут выбран не зря - первая его часть проходит
по равнине, далее лес с глубокими оврагами (всего 15 километров). Тут мы
получаем первые навыки горного вождения. Оле очень тяжело, вождение дома
и здесь - разное дело. В лесу - колея от лесовозов вперемешку с камнями
и лужами (2 дня назад лил сильный дождь). Особенно тяжелы спуски в овраги.
На Ямахе более городская резина, на крутых спусках сбивает в юз. Пошла
работа со скоростями и сцеплением, пробую сам, после объясняю Оле как сымитировать
ABS, быстро нажимая и отпуская передний тормоз - помогает, но нагрузка
серьёзная даже для меня, не говоря о девушке. В одном месте Ольга на спуске
кладёт мотоцикл, ударяет ногу камнем - первые синяки, слава богу не страшно.
Делаем выводы, меняем стиль езды. Чаще отдыхаем, в особо тяжёлых местах
пересаживаюсь на Ямаху, выдёргиваю её из болот вверх по камням. Техника
не подводит, но не хватает опыта.
|
Уставшие, добираемся
до поляны. Отдых в цветах и траве, чай. Природа даёт на всё каких-то минут
40 - со стороны гор заходит тучка. Понимаем, что по мокрой земле возвращаться
будет тяжело. Заводимся, назад. На удивление обратный путь проехали легко.
Учли все ошибки, без падений. Я удивился, как Ольга начала сливаться с
мотоциклом. |
Мезмай, пьём местное
пиво - "Хадыженское" - из горной воды, настоящее - живое.
Серьёзно планируем завтрашний день. Принимаю
разумное решение: первый раз Ольгу тащить в высокогорье с мотоциклом нельзя.
Не знаю как поведут там себя мотоциклы, риск большой, не внушает доверие
резина на Ямахе, да и помочь где-то выдернуть мотоцикл одна надежда на
неё. Решаем, едем на Хонде, вдвоём и не куда-нибудь, а штурмуем одну из
самых высоких точек Адыгеи - гору Оштен (высота 2808 м). Сборы оставляем
на утро.
А утро началось как
всегда... Над нами чистое небо, а впереди Центральный Кавказский хребет
затянут туманом, особо тёмным в той стороне, куда лежит наш путь. Быстрые
сборы, впереди плато Лаго-Наки... Подъём наверх занимает около часа, задача
доехать до шлагбаума, отделяющего цивилизацию от заповедника. И - о чудо!
- за время подъёма ветер сдувает все эти страшные тучки и туман. В 12 часов
дня мы у шлагбаума, платим по 100 р за въезд в заповедник, прощаемся с
дорогой.
|
Впереди огромное горное
плато, увенчанное одним из красавцев Адыгеи, г.Оштен. В переводе
с адыгейского - "Собиратель молний". У плато тоже есть местное название
- Каменное Море, оно представляет собой череду карстовых воронок и камней
причудливой формы, торчащих из травы, как кораллы в море. Дорога к подножью
Оштена - это глиняная колея вперемешку с камнями и болотцами. Видимо, ночью
прошел дождь и двигаться по ней тяжело - заднее колесо то и дело уносит
куда-то в сторону. Пробую уйти с колеи на траву - чуть легче, но есть опасность
налететь на закрытые камни. Двигатель мотоцикла превращается в большой
кусок глины (высокое переднее крыло не защищает его от грязи). Пара падений,
но погодка шепчет, и смысла возвращаться нет. Мысли у нас с Ольгой совпадают:
а каково тут пробираться ежели идёт дождь...??? |
Часа полтора, и всё-таки
мы у подножия горы. Середина лета, а Оштен в снегу. Встречаем туристов,
которые с удивлением спрашивают, а чё мы здесь делаем вот с этим...? В
районе 8 утра всё плато засыпало градом (тот самый туманчик в горах), и
мокрая колея как раз его следствие.
Ну что, дорогая, штурмуем
Оштен! Прижмёт - останемся здесь жить, в крайнем случае в километре разваленный
сарайчик, бросим моцик наверху и сбежим туда...
Штурмуем... Длинный
крутой подъём. Помогает дорога - тут она перешла в большие каменные пласты
и альпийскую травку, но без камней. Чувствую, как падает мощность у двигателя
- высота, бедному не хватает воздуха, вторая передача только на пологих
участках, везде первая. Пробую дать ему остыть - не помогает. Встречаем
еще двух туристов, идущих с вершины. Они объясняют что место, куда мы хотели
доехать, не последняя точка, рядом с сыпухой есть тропинка, далее вверх
- два маленьких озерца прямо у ледника.
...Колесо уткнулось
в снег... Всё, дальше пути нет, только пешком. Высота 2400м, до вершины
400м. Обессиленные, падаем на траву. Вокруг нас горная сказка Адыгеи...
|
Время ещё есть,
бьём лагерь. Все вещи - в палатку на случай дождя, и снова вверх - пешком
те самые 400м до вершины.
Какая тут красота!
Держусь рукой за тур. Горы Фишт и Пшехасу перед нами на ладони, покрытые
снегом, впереди весь Центральный Кавказский хребет, а за ним плещется Черное
море. |
Пора вниз. Страшно
хочется чаю. Быстрый набор высоты даёт о себе знать -побаливает голова,
но по пути назад успеваем до темна ещё обойти малый отрог Оштена...
|
Нашли пару досок (надо
же - кто-то затащил их сюда): вечер был с костром. Красный закат. Засыпаем
в палатке под звёздным небом. Суровый горный климат не заставил себя долго
ждать... В 2 часа ночи с моря ветер пригнал тучи. Не даром Оштен называют
"собирателем молний", занялся он своим древним ремеслом. Грозовые тучи
начали затягивать вершину. Сна нет, все мысли о 120кг. металла рядом с
нами.
Решение не заставило
себя долго ждать, 10 минут хватило на то, чтобы комом запихать вещи в сумки.
Дождь ещё не идёт, ехать можно, но страшная темень, одна надежда на ту
самую "некрасивую сдвоенную фару" - ох, как она сейчас нужна! |
Стартуем. Трава мокрая
от тумана, сразу кладу мотоцикл, подымаю, дальше. Уходить нужно по хребту
в долину, ошибаюсь, впереди ледник. Как всё было понятно днём! Наконец
на верном пути. Из темени фара выхватывает большую рыжую лису, Оля почему-то
называет её хорьком. Минут 20 и мы снова у подножья.
Вечером мы слышали
где-то внизу шум машины газ-66, наверное завозил туристов на приют в ущелье
реки Цица. Отъехав от горы, находим следы его колёс. На плато много развилок,
и днём-то тяжело по ним ориентироваться, а уж ночью и подавно. Следы от
машины - наше спасение. Пролетаем тот самый сарайчик, дождь за нами, надо
вперёд. Больше всего напрягают грозовые разряды, воздух весь пропитан озоном,
нас как бы зажимает в клещи.
Мы на открытом плоскогорье...
Уже почти 5 утра, начинается рассвет. Полный газ, впереди конец плато.
Неужели вырвались? Метрах в ста сзади в скалу бьёт молния. Быстро влетаю
в зону леса, в низину - уж сюда она точно не достанет. С разворота показываю
этой катавасии всем известный "международный жест отказа", кидаем палатку
и под догнавший нас ливень засыпаем мёртвым сном, с чувством победителей
стихий и высот.
|
Часов в 11 наступило
очередное солнечное утро. Всё, отдыхаем, едем в долину реки Белая, в мой
любимый университетский лагерь Никель. |
|
День отдыха и назад,
в Мезмай. Главная цель выполнена, но осталось ещё одно не завершенное дело.
Хонда справилась и с высотой и с глиной без потерь, в ней я теперь не сомневаюсь,
да... Ямаху затащить Ольге туда было бы безумием, но идея испытать её мотоцикл
меня не покидала все эти дни. Решение как всегда пришло само. У пчеловода
есть сын, Дима, он спокойно справляется в своём домашнем хозяйстве с гусеничным
трактором, ЗИЛом, и любой такой ужасной техникой, всё детство катался на
Яве. Делаю ему предложение ,от которого невозможно отказаться : "Берёшь
свою супругу Наталью и на 2-х мотоциклах завтра штурмуем гору Мезмай и
г. Житная со стороны Гуамского ущелья" (если интересно - все эти названия
легко можно найти в Интернете, а в туристских кругах и подавно). Маршрут
по высоте не большой, но технически очень сложный, везде в лесу крутые
подъёмы по тракторным волокам, оставшимися после разработки леса - достойное
испытание нам и технике. |
Следующий день. Мы в лесу,
берём первые подъёмы. Поражён Ямахой и её водителем, она не отстаёт от
Хонды, несмотря на городскую резину, а Димке пришлось на ходу вспомнить
всё своё мотоциклетное детство... Очень много грязи: в лесу, в отличие
от высокогорного плато, дорога не высыхает.
|
Первая смешная проблема:
я умудрился найти в горах единственный гвоздь. За 20 минут разбираем и
клеим велоаптечкой колесо. Едем дальше, встречаем лесорубов, они показывают
нам правильную дорогу в альпику. |
|
Далее начинается кошмар.
Болота, глина, и всё это на подъёме в 30 градусов. Как здесь выручает электростартер,
когда держишь боком мотоцикл на склоне, а руки заняты сцеплением и тормозом,
ладонь - газом, ноги вообще не понятно чем и лишь большой палец правой
руки способен дотянуться до кнопки стартёра! Какая там ножная заводилка......
Постоянно зарываемся в грязь, помогаем друг другу, девчата часть подъёма
идут пешком. |
|
Мотоциклы - сплошной
ком грязи; даём им отдыхать, счищая грязь с охлаждающих рёбер. |
|
Спустя 2 часа нас выпускает
лес и мы наверху попадаем в туман. Карта есть, но старая каменистая дорога,
ведущая на склонах к высокогорному пастбищу, теряется в тумане. Там вверху,
под самой горой, должен быть вагончик, он почти цель, в нем можно пережить
непогоду. Начинает сказываться разница в 6 лошадиных сил между мотоциклами.
Ямахе тяжело, но всё работает, на более низких передачах движок вытягивает;
не перестаю поражаться её работой. Говорят, Ямахи едят масло - где там,
ни капли, а нагрузки запредельные... Находим на дороге старую кастрюлю,
подымаю голову вверх и в тумане вижу контур вагончика... Мы почти у цели,
бросаем всё и забегаем на верх горы. |
|
Открывается очередная
сказка: внизу с той стороны ущелье реки Цица, в 20 километрах наш суровый
красавец Оштен в облаках, теперь мы его видим с другой стороны. Слева гора
Матук и гора Мезмай. |
|
Находим тропинку, по
ней вырываемся с мотоциклами из тумана. Всё, мы в знакомых местах. В низине,
в леске делаем лагерь, и весь день наслаждаемся горными видами. |
|
Следующий день наконец-то
встретил нас настоящей радостной погодой, у меня даже было ощущение, что
горы прощаются с нами и нет им больше смысла пугать нас молниями и укутывать
туманом. |
|
На спуске в том же лесу
досталось Димке, резина дала о себе знать, очень скользко по глине.
Молодцы девчата, они вели себя воистину мужественно,
помогая нам в этих болотах.....
Вернулись в посёлок
все грязные, счастливые и без потерь. |
Преклоняюсь перед
тем, кто разработал и собрал Yamaha Serow-225 и Honda xr-250 Baja. Надёжность
этой техники доказана сполна! За время похода с них не упал ни один винтик.
То, что в Ямахе меньше сил, это не недостаток, просто она рассчитана на
одного человека с рюкзаком. Не представляю замену этим лёгким и надёжным
лошадкам.
В конце своего рассказа
хочу поблагодарить всех кто помог мне сделать правильный выбор. Готов общаться
со всеми, кому эта стихия интересна и близка. Да и просто приезжайте и
приходите в этот удивительный край, а уж кому интересен горный мотоцикл
- так это ко мне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Владимир ,или просто - Вацик( wacik@bk.ru , shestakov@astek.biz ).
Сайт управляется системой
uCoz