В горы на мотоциклах.
Город - асфальтом горячим
Равнина - полями с полынью
Хотелось серьёзнее - значит,
Туда где дожди пообильней
Простая грунтовка не в радость
Добавим камней, осторожно!
Повыше, повыше - пусть горы покажут
Кто же из нас - ВНЕДОРОЖНИК!!!!!!!!

 

    Не бывает вечной тоски, плохой погоды, недостижимых целей и "вредных" привычек. Есть мир, который нас окружает, и каким вы захотите его видеть, таким он и станет. Тоска - отдых перед хорошим настроением, погода - наладится, цель достигнете -  было бы желание (поверьте), а привычки "вредные" - стоит задуматься - для кого? Совсем не хочу философствовать и не умею, а посему просто приветствую тех людей, которые видят мир за 4-мя стенами своих квартир и офисов, принимают решения со стороны безумные, неправильные а главное- нестандартные.
Идея написать эту статью родилась ещё весной. Я сам читал аналогичные статьи на различных туристских и байкерских сайтах, начал общаться с людьми, которые и помогли осуществить мне мою очередную мечту. Буду искренне счастлив если всё, что здесь описано, будет кому-то полезно. Готов общаться со всеми, кому близок и интересен этот мир...

    Наверное вначале, чтобы было понятно, немного о себе. Владимир, друзья называют Вацик, просто Вацик. Закончил Ростовский университет, по специальности ну конечно же физика. Еще на втором курсе впервые попал в горы, благо у нашего университета есть в горах Адыгеи база, где проходят практику будущие геологи и биологи - красивейшее место посёлок Никель. Видимо тогда, ещё в студенческие годы и "сорвало мне крышу"... В 20 лет друзья показали мне Архыз и Домбай. Дальше - как у "всех" - куча походов, интересные люди - а главное, мне удалось за какие-то 10 лет потрогать руками то, что для многих (по их словам ) является недостижимой мечтой. Я никогда не ставил перед собой цель спортивных достижений, проще сказать открывал что-то пробовал и бежал за новым. Может, поэтому мне и удалось 2 раза побывать на восточной вершине Эльбруса, облазить Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию, а Адыгея с её красивейшим плато Лаго-Наки, пещерами и реками для меня сейчас как мать родная. Друзья приобщили к велику, сначала шоссейному, а потом и горному. 3 года назад встал на горные лыжи (Чегет, Эльбрус), в прошлом году - парашют (прыгнул 5 раз, далее понял, что нужно этим заниматься серьёзно, а времени не хватает)... Главное, что во всех моих начинаниях всегда рядом моя любимая супруга Ольга и я уверяю вас, что всё это под силу девушке, опять же - было бы желание. Мы с ней всегда и везде вместе, и поэтому то, что будет описано ниже, не удивило всех, кто знает нашу семью.

Итак, перейду к главной теме.

     Северный Кавказ. Граница республики Адыгея и краснодарского края. Плато Лаго-Наки.
Именно туда устремили мы свои взоры. Многие годы пешком ходили мы по этим красивейшим местам, постоянно удивлявшим нас восходами и закатами, высокогорными альпиками, карстовыми пещерами, ни с чем не сравнимыми водопадами, чистейшим горным воздухом, ледниками в двух шагах от леса, добрыми людьми, отличным смородиновым вином и горным мёдом. посёлок Мезмай с красивейшим Гуамским ущельем стали для нас вторым домом, в котором нет суеты и машин, и лишь только природа...!!!!!!!
Попробуем любимая, горы принимали сапоги наших ног и были к нам благосклонны, может и 4 колеса наших мотоциклов не разбудят гнев в их душе... Прорвёмся хоть куда, покажут погода, наши силы и техника.

     Переделываю прицеп, долгие годы стоявший у нас в огороде без дела, под крепления двух мотоциклов, пробуем - всё надёжно, стоят как вкопанные. На работах берём неделю отпуска и в субботу 2 июля, приладив прицеп к "девятке", стартуем из Ростова. Особых планов не строим: начало похода определит погода, тем более - местные звонили и сказали, что в высокогорье неделю назад выпал снег.
     Наш любимый посёлок Мезмай, который планируем сделать базовым лагерем, находится уже в горах. Своеобразная чаша, в которую стекают две реки, Курджипс и Мезмайка. Совершенно отделённый от цивилизации грунтовой дорогой через перевал. Если пройдет серьёзный дождь, возможно заехать только "УАЗиком" или джипом (ох как жалко джип), а зимой по снегу проходит только трактор. 
      Заезжать на "девятке" туда при наличии двух мотоциклов вообще не интересно. Оставляем машину в 16 километрах, в п.Нижегородский у знакомых, выгружаем мотоциклы  и пытаемся уместить в двух маленьких рюкзаках и сумочках, пристёгнутых сзади, вещи, инструменты и еду на 8 дней. Отбор жестокий, комплект тёплых вещей на случай снега в высокогорье - весь на себя, одноместную палатку, 1 теплый спальник и маленький коврик всё в сумочки на багажник. Палатка маленькая, лёгкая, вдвоём в ней тесновато, но выбирать не приходится, газ - на случай снега им можно обогреть маленький объём, котелок, кружка, комплект радиостанций маленькая ракетница - ничего лишнего, каждый грамм идёт в счёт.
     Стартуем, предварительно заправив баки, через 20 минут мы на перевале. Сзади города, впереди Мезмай, за ним горы. Добродушный приём местных жителей, отличное вино, купание в горной речке, а после нам вообще подарок - под вечер пчеловод приглашает заночевать на пасеке в лесу. Как раз цветёт каштан и  жёлтые труженицы каждый день наполняют соты замечательным каштановым мёдом. Костёр, вино, чай с мёдом и глубокий сон в палатке под жужжание пчёл.
      Следующий день начинается около 7 часов, в лесу долго спать не получается - просыпается природа, а с ней и ты. Начинаем строить планы. Там, где мы - чистое солнечное небо, а вот горы впереди затянуты лёгкой дымкой. Решаем сегодня сделать акклиматизационный день и испытать технику в районе посёлка. Завтрак, оставляем вещи и выезжаем назад, на перевал. Едем по горному хребту в сторону поляны (местные называют её Пятигорская). Знаменита она наличием большого количества трав, рай для травников, и как раз сейчас там всё цветёт.
Маршрут выбран не зря - первая его часть проходит по равнине, далее лес с глубокими оврагами (всего 15 километров). Тут мы получаем первые навыки горного вождения. Оле очень тяжело, вождение дома и здесь - разное дело. В лесу - колея от лесовозов вперемешку с камнями и лужами (2 дня назад лил сильный дождь). Особенно тяжелы спуски в овраги. На Ямахе более городская резина, на крутых спусках сбивает в юз. Пошла работа со скоростями и сцеплением, пробую сам, после объясняю Оле как сымитировать ABS, быстро нажимая и отпуская передний тормоз - помогает, но нагрузка серьёзная даже для меня, не говоря о девушке. В одном месте Ольга на спуске кладёт мотоцикл, ударяет ногу камнем - первые синяки, слава богу не страшно. Делаем выводы, меняем стиль езды. Чаще отдыхаем, в особо тяжёлых местах пересаживаюсь на Ямаху, выдёргиваю её из болот вверх по камням. Техника не подводит, но не хватает опыта.
     Уставшие, добираемся до поляны. Отдых в цветах и траве, чай. Природа даёт на всё каких-то минут 40 - со стороны гор заходит тучка. Понимаем, что по мокрой земле возвращаться будет тяжело. Заводимся, назад. На удивление обратный путь проехали легко. Учли все ошибки, без падений. Я удивился, как Ольга начала сливаться с мотоциклом.

     Мезмай, пьём местное пиво - "Хадыженское" - из горной воды, настоящее - живое.
Серьёзно планируем завтрашний день. Принимаю разумное решение: первый раз Ольгу тащить в высокогорье с мотоциклом нельзя. Не знаю как поведут там себя мотоциклы, риск большой, не внушает доверие резина на Ямахе, да и помочь где-то выдернуть мотоцикл одна надежда на неё. Решаем, едем на Хонде, вдвоём и не куда-нибудь, а штурмуем одну из самых высоких точек Адыгеи - гору Оштен (высота 2808 м). Сборы оставляем на утро.
     А утро началось как всегда... Над нами чистое небо, а впереди Центральный Кавказский хребет затянут туманом, особо тёмным в той стороне, куда лежит наш путь. Быстрые сборы, впереди плато Лаго-Наки... Подъём наверх занимает около часа, задача доехать до шлагбаума, отделяющего цивилизацию от заповедника. И - о чудо! - за время подъёма ветер сдувает все эти страшные тучки и туман. В 12 часов дня мы у шлагбаума, платим по 100 р за въезд в заповедник, прощаемся с дорогой.
     Впереди огромное горное плато, увенчанное  одним из красавцев Адыгеи,  г.Оштен. В переводе с адыгейского - "Собиратель молний". У плато тоже есть местное название - Каменное Море, оно представляет собой череду карстовых воронок и камней причудливой формы, торчащих из травы, как кораллы в море. Дорога к подножью Оштена - это глиняная колея вперемешку с камнями и болотцами. Видимо, ночью прошел дождь и двигаться по ней тяжело - заднее колесо то и дело уносит куда-то в сторону. Пробую уйти с колеи на траву - чуть легче, но есть опасность налететь на закрытые камни. Двигатель мотоцикла превращается в большой кусок глины (высокое переднее крыло не защищает его от грязи). Пара падений, но погодка шепчет, и смысла возвращаться нет. Мысли у нас с Ольгой совпадают: а каково тут пробираться ежели идёт дождь...???
     Часа полтора, и всё-таки мы у подножия горы. Середина лета, а Оштен в снегу. Встречаем туристов, которые с удивлением спрашивают, а чё мы здесь делаем вот с этим...? В районе 8 утра всё плато засыпало градом (тот самый туманчик в горах), и мокрая колея как раз его следствие.
     Ну что, дорогая, штурмуем Оштен! Прижмёт - останемся здесь жить, в крайнем случае в километре разваленный сарайчик, бросим моцик наверху и сбежим туда...
     Штурмуем... Длинный крутой подъём. Помогает дорога - тут она перешла в большие каменные пласты и альпийскую травку, но без камней. Чувствую, как падает мощность у двигателя - высота, бедному не хватает воздуха, вторая передача только на пологих участках, везде первая. Пробую дать ему остыть - не помогает. Встречаем еще двух туристов, идущих с вершины. Они объясняют что место, куда мы хотели доехать, не последняя точка, рядом с сыпухой есть тропинка, далее вверх - два маленьких озерца прямо у ледника.
     ...Колесо уткнулось в снег... Всё, дальше пути нет, только пешком. Высота 2400м, до вершины 400м. Обессиленные, падаем на траву. Вокруг нас горная сказка Адыгеи...
      Время ещё есть, бьём лагерь. Все вещи - в палатку на случай дождя, и снова вверх - пешком те самые 400м до вершины.
      Какая тут красота! Держусь рукой за тур. Горы Фишт и Пшехасу перед нами на ладони, покрытые снегом, впереди весь Центральный Кавказский хребет, а за ним плещется Черное море.
      Пора вниз. Страшно хочется чаю. Быстрый набор высоты даёт о себе знать -побаливает голова, но по пути назад успеваем до темна ещё обойти малый отрог Оштена...
     Нашли пару досок (надо же - кто-то затащил их сюда): вечер был с костром. Красный закат. Засыпаем в палатке под звёздным небом. Суровый горный климат не заставил себя долго ждать... В 2 часа ночи с моря ветер пригнал тучи. Не даром Оштен называют "собирателем молний", занялся он своим древним ремеслом. Грозовые тучи начали затягивать вершину. Сна нет, все мысли о 120кг. металла рядом с нами.
     Решение не заставило себя долго ждать, 10 минут хватило на то, чтобы комом запихать вещи в сумки. Дождь ещё не идёт, ехать можно, но страшная темень, одна надежда на ту самую "некрасивую сдвоенную фару" - ох, как она сейчас нужна!
      Стартуем. Трава мокрая от тумана, сразу кладу мотоцикл, подымаю, дальше. Уходить нужно по хребту в долину, ошибаюсь, впереди ледник. Как всё было понятно днём! Наконец на верном пути. Из темени фара выхватывает большую рыжую лису, Оля почему-то называет её хорьком. Минут 20 и мы снова у подножья.
      Вечером мы слышали где-то внизу шум машины газ-66, наверное завозил туристов на приют в ущелье реки Цица. Отъехав от горы, находим следы его колёс. На плато много развилок, и днём-то тяжело по ним ориентироваться, а уж ночью и подавно. Следы от машины - наше спасение. Пролетаем тот самый сарайчик, дождь за нами, надо вперёд. Больше всего напрягают грозовые разряды, воздух весь пропитан озоном, нас как бы зажимает в клещи.
     Мы на открытом плоскогорье... Уже почти 5 утра, начинается рассвет. Полный газ, впереди конец плато. Неужели вырвались? Метрах в ста сзади в скалу бьёт молния. Быстро влетаю в зону леса, в низину - уж сюда она точно не достанет. С разворота показываю этой катавасии всем известный "международный жест отказа", кидаем палатку и под догнавший нас ливень засыпаем мёртвым сном, с чувством победителей стихий и высот.
     Часов в 11 наступило очередное солнечное утро. Всё, отдыхаем, едем в долину реки Белая, в мой любимый университетский лагерь Никель. 
     День отдыха и назад, в Мезмай. Главная цель выполнена, но осталось ещё одно не завершенное дело. Хонда справилась и с высотой и с глиной без потерь, в ней я теперь не сомневаюсь, да... Ямаху затащить Ольге туда было бы безумием, но идея испытать её мотоцикл меня не покидала все эти дни. Решение как всегда пришло само. У пчеловода есть сын, Дима, он спокойно справляется в своём домашнем хозяйстве с гусеничным трактором, ЗИЛом, и любой такой ужасной техникой, всё детство катался на Яве. Делаю ему предложение ,от которого невозможно отказаться : "Берёшь свою супругу Наталью и на 2-х мотоциклах завтра штурмуем гору Мезмай и г. Житная со стороны Гуамского ущелья" (если интересно - все эти названия легко можно найти в Интернете, а в туристских кругах и подавно). Маршрут по высоте не большой, но технически очень сложный, везде в лесу крутые подъёмы по тракторным волокам, оставшимися после разработки леса - достойное испытание нам и технике.
     Следующий день. Мы в лесу, берём первые подъёмы. Поражён Ямахой и её водителем, она не отстаёт от Хонды, несмотря на городскую резину, а Димке пришлось на ходу вспомнить всё своё мотоциклетное детство... Очень много грязи: в лесу, в отличие от высокогорного плато, дорога не высыхает.

     Первая смешная проблема: я умудрился найти в горах единственный гвоздь. За 20 минут разбираем и клеим велоаптечкой колесо. Едем дальше, встречаем лесорубов, они показывают нам правильную дорогу в альпику.
     Далее начинается кошмар. Болота, глина, и всё это на подъёме в 30 градусов. Как здесь выручает электростартер, когда держишь боком мотоцикл на склоне, а руки заняты сцеплением и тормозом, ладонь - газом, ноги вообще не понятно чем и лишь большой палец правой руки способен дотянуться до кнопки стартёра! Какая там ножная заводилка...... Постоянно зарываемся в грязь, помогаем друг другу, девчата часть подъёма идут пешком.
     Мотоциклы - сплошной ком грязи; даём им отдыхать, счищая грязь с охлаждающих рёбер. 
     Спустя 2 часа нас выпускает лес и мы наверху попадаем в туман. Карта есть, но старая каменистая дорога, ведущая на склонах к высокогорному пастбищу, теряется в тумане. Там вверху, под самой горой, должен быть вагончик, он почти цель, в нем можно пережить непогоду. Начинает сказываться разница в 6 лошадиных сил между мотоциклами. Ямахе тяжело, но всё работает, на более низких передачах движок вытягивает; не перестаю поражаться её работой. Говорят, Ямахи едят масло - где там, ни капли, а нагрузки запредельные... Находим на дороге старую кастрюлю, подымаю голову вверх и в тумане вижу контур вагончика... Мы почти у цели, бросаем всё и забегаем на верх горы.
     Открывается очередная сказка: внизу с той стороны ущелье реки Цица, в 20 километрах наш суровый красавец Оштен в облаках, теперь мы его видим с другой стороны. Слева гора Матук и гора Мезмай.
     Находим тропинку, по ней вырываемся с мотоциклами из тумана. Всё, мы в знакомых местах. В низине, в леске делаем лагерь, и весь день наслаждаемся горными видами.
     Следующий день наконец-то встретил нас настоящей радостной погодой, у меня даже было ощущение, что горы прощаются с нами и нет им больше смысла пугать нас молниями и укутывать туманом.
     На спуске в том же лесу досталось Димке, резина дала о себе знать, очень скользко по глине.
Молодцы девчата, они вели себя воистину мужественно, помогая нам в этих болотах.....
     Вернулись в посёлок все грязные, счастливые и без потерь.
      Преклоняюсь перед тем, кто разработал и собрал Yamaha Serow-225 и Honda xr-250 Baja. Надёжность этой техники доказана сполна! За время похода с них не упал ни один винтик. То, что в Ямахе меньше сил, это не недостаток, просто она рассчитана на одного человека с рюкзаком. Не представляю замену этим лёгким и надёжным лошадкам.

     В конце своего рассказа хочу поблагодарить всех кто помог мне сделать правильный выбор. Готов общаться со всеми, кому эта стихия интересна и близка. Да и просто приезжайте и приходите в этот удивительный край, а уж кому интересен горный мотоцикл - так это ко мне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

          Владимир ,или просто - Вацик( wacik@bk.ru , shestakov@astek.biz ).
 
 
 

Сайт управляется системой uCoz